
Актёр и рокер Джаред Лето рассказал realscreen о том, как иск на 30 миллионов долларов превратил то, что должно было стать хроникой о создании третьего альбома его группы 30 Seconds to Mars, в “Артефакт”, документальный фильм о закате музыкальной индустрии.
читать дальшеВ начале 2008-го года рок-группа 30 Seconds to Mars и EMI Records вели переговоры об условиях контракта. Частная инвестиционная компания Terra Firma поглотила проблемный лейбл и дружеский тон процесса изменился. Несмотря на то, что было продано 2,5 миллиона копий второго альбома, группа увязла в долге на сумму в 2,7 миллионов долларов и попыталась разорвать контракт через юридическую лазейку. Новые владельцы EMI ответили тем, что добились предъявления дочерней компанией EMI Virgin Records иска на 30 миллионов долларов лос-анджелесскому трио за нарушение условий контракта.
Неожиданно материал, из которого фронтмен Джаред Лето составлял фильм о создании третьего альбома группы This Is War, превратился в хронику их юридических пререканий с EMI и в конечном итоге сегодня вечером (14-го сентября) на Международном кинофестивале в Торонто состоится мировая премьера “Артефакта”, полнометражного документального фильма о закате музыкальной индустрии.
Частично личный документальный фильм, частично расследование о неприемлемых методах ведения бизнеса, “Артефакт” сочетает интервью с музыкантами, юристами, музыкальными руководителями с материалом, где Лето, его брат и барабанщик Шеннон Лето, и гитарист Томо Милишевич совмещают встречи с адвокатами и сессии звукозаписи с продюсером Фладом перед тем, как в конце концов решают повторно подписать контракт с EMI.
Фильм также отмечает дебют 40-летнего актёра и рокера как режиссёра-документалиста (под псевдонимом Бартоломью Каббинс, с отсылкой к Доктору Сьюзу). Перед сегодняшней мировой премьерой “Артефакта” realscreen встретился с Лето в Торонто, чтобы поговорить о создании его первого документального фильма.
Что легче: создавать независимый документальный фильм или независимый альбом?
Они очень похожи. Они оба связаны с группой людей, которые работают вместе для достижения общей цели. “Артефакт” – настоящий независимый фильм. Он не будет оцениваться так, он будет оцениваться как любой другой фильм, будь то документальный фильм с 10-миллионным бюджетом или что-то, что собиралось по кусочкам в течение длительного периода времени. Этот фильм был уникальным, потому что я часто был перед камерой раньше, но никогда не поворачивал камеру на себя в такой откровенной, раскрывающей манере.
Когда снимаешь художественный фильм, ты пишешь сценарий, выходишь и снимаешь, а потом монтируешь его, но документальный фильм ты сначала снимаешь, а потом пишешь сценарий. Этот процесс очень отличается и было очень сложно смонтировать полнометражный фильм из того материала, который у нас был.
Сколько материала у вас было?
У нас были десятки тысяч часов – может быть 40000 часов. Мы снимали в течение нескольких лет. Но количество пригодного и подходящего материала было ограниченным. У нас были те же проблемы, которые есть у любого документального фильма: “Достаточно ли здесь правды?” или “Здесь не очень хороший звук”, или “Боже, если бы у нас только была подходящая сцена здесь, всё остальное бы совпало”. Это был интересный проект. Он научил меня многому о создании фильмов. Он научил многому о монтаже, о звуке, музыкальном сопровождении, интервью, режиссуре, продюссировании, о финансировании фильма и я очень благодарен за это.
С какими проблемами приходится столкнуться при создании хорошего личного документального фильма?
Это зависит от твоих целей. Обычный ли это фильм, или фильм как изящное искусство, или это Мэтью Барни, или “Сенна”. Я думаю, что ловушкой может быть отсутствие концепции. Может быть очень сложно, когда это о тебе, и ты продюссируешь и режиссируешь. Некоторые вещи могут оказывать эмоциональное воздействие на тебя и могут иметь преимущество над более важными.
Может ли ты привести пример, когда такое случалось во время создания “Артефакта”?
Есть одна вещь, которую я вырезал из фильма; это был раздел, посвящённый конфликту. У меня был старый друг, служивший в войсках специального назначения, который был на войне и забирал жизни у людей. Он говорил о конфликте, а затем был музыкант, который говорил о конфликте. Но мне пришлось изъять этот раздел. Эта часть фильма была очень важна для меня. Она зацепила меня эмоционально и сработала для меня, но я признал, что возможно она работает для меня из-за моего отношения к самой тематике. Со мной не согласились люди, которым я доверяю. Я могу вернуть её обратно когда-нибудь. Может быть, сложно следовать концепции при создании очень личного документального фильма.
Что по твоим ощущениям этот фильм добавляет к уже существующим книгам, статьям и телепрограммам о крахе музыкальной индустрии?
Там есть хороший анализ проблемы и пример из реальной жизни, поэтому я думаю, что это уникально. Мы начали снимать фильм о создании альбома, как вы видели ранее. Возможно, были некоторые вещи в новостях о том, что дела в музыкальном бизнесе идут не очень хорошо, но я в действительности не видел это как фильм о смерти музыкального бизнеса и об этом преобразовательном времени, в котором мы живём. Этот фильм – история Давида и Голиафа; это история об искусстве и коммерции, и это старая история. В ней нет ничего нового, но мы рассмотрели её с нашей собственной точки зрения и это делает её уникальной, потому что она наша.
Как ты справился с продюссированием фильма и получением финансовой поддержки, в то же время записывая альбом?
Это было сложно. Первые восемь месяцев у нас была одна камера, и я даже не думаю, что у нас были микрофоны. Мы были довольно креативны в том, как снимали фильм, чтобы рассказать историю лучше. Это было снято с Sony EX3, парой зеркальных камер, которые не были распространены (для съёмки фильма) в 2008-м году. Люди только начинали широко их использовать.
Какие отношения у вас с EMI сейчас? Руководители лейбла видели фильм?
Некоторые из них видели и, вероятно, им не очень понравилось смотреть фильм о спорах со звукозаписывающим бизнесом, но это не EMI. Это бизнес. Они могут вести честные, прозрачные дела с людьми. И они должны. Они должны быть лидерами. Они не должны ждать, когда придёт какая-нибудь компания с новыми технологиями и разрушит всё настолько, что для них ничего не останется.
Я думаю, что многие в звукозаписывающей компании, кто увидит этот фильм, должны почувствовать какое-то сопереживание, потому что с ними, вероятно, обращаются также в той или иной степени.
Тебя всё ещё устраивает договор, подписанный с EMI?
Мы всё ещё должны 1,7 миллиона. Я вырезал из фильма фразу, которую говорит Томо: “Если ты продаёшь миллион карандашей, ты намереваешься что-то получить. Если ты продаёшь миллион чего угодно и это не прибыльный бизнес, ты, наверное, недостоин заниматься этим бизнесом.” Это странно и поэтому я сделал фильм. У меня нет больших надежд на то, что этот фильм что-то изменит, но возможно некоторые музыканты и ценители музыки посмотрят его и отнесутся с пониманием. Я думаю, что понимание – ключ к нахождению решения.
Где бы ты в конечном итоге хотел увидеть фильм с точки зрения распространения?
Ну, мы находимся в интересном положении, но мы ни в коем случае не собираемся заключать какие-либо сделки и оказаться в той же ситуации, о которой рассказываем в фильме!
Что следующее тебе хотелось бы режиссировать?
Я начал с учёбы в художественной школе, чтобы стать художником и переключился на фотографию, потом кинематограф и потом подумал, что получу работу режиссёра, став актёром. Я пришёл к этому из другой сферы, и всё время занимался музыкой – с самого детства. Но я думаю, что следующим шагом для меня как режиссёра может быть создание полнометражного художественного фильма.
realscreen.com/2012/09/14/tiff-12-from-30-secon...
@темы: Джаред Лето, Интервью
30stm обкосячились перед EMI и влетели на кругленькую сумму.
сначала им хотели пойти навстречу но потом руководство поменялось
и все вопросы решались в общем порядке - никаких поблажек "по старой памяти".
тогда чуваки обиделись и сняли фильм про
30 лямовкрах музыкальной индустрии.да моя точка зрения вовсе не патриотична но марсы обосрались перед EMI и это факт.
может я и не права. но фактов маловато.
30stm это не U2 и не Мадонна - не думаю что компания звукозаписи проворачивала кикие-то теневые схемы чтобы сдоить с марсов 30 миллионов. до выпуска 3го альбома были куда более лакомые кусочки чем марсы.
значит повод для иска был.
артефакт мне был бы куда интереснее если бы основной темой была запись альбома а не то как они бодались с EMI.
Так вас никто и не заставляет смотреть.
~NorthernLights~,